Грамотный подбор снаряжения для спелеологии, промышленного
альпинизма, альпинизма и сложных экспедиций.Тренировки,
экспедиции, соревнования и многое другое.

Новости от Дениса Провалова из базового лагеря Эвереста

Мы получили свежую весточку из экспедиции на Эверест. Путевые заметки Дениса читайте в продолжении новости.

17.04.2011
Маленький поселок Новый Тенгер. 4337 м. Гостиница. Половина 11-го вечера.
Ух…. Проснулся без ставшей уже привычной головной боли. Странно болит шея, но это ничего, разомнем.
Утром после завтрака поход в монастырь Ташилхунпо ( Tashilhunpo), известный тридцатиметровой статуей Будды. Кроме европейцев с фотоаппаратами много паломников. Люди разных возрастов, в том числе и ярко одетая молодежь, в молитвенном экстазе падает на пол. Множество комнат, освещенных редкими лучами дневного света и пламенем лампад на жире яков. Священные усыпальницы лам в форме ступ, покрытые золотом, статуи святых, леопарды со страшными мордами. Меня зацепило. Я легко поддаюсь этой особой энергетике, даже хочется помолиться. Жаль, что не умею. Хотя, какая разница, умею или нет. Можно молится и по-своему. Ведь никто здесь не запрещает молится так, как умеешь. Мне кажется, что Бог един, но в разных местах и у разных народов он в разном обличие.
Я заметил, что у большей части команды плохое самочувствие. Рожи у всех кислые. А я вроде ничего. Ощущение принятого коньяка, но не более. ЧСС в относительной норме – 70-72. Жду ночи. Волнуюсь. Как не хочется терпеть головную боль.

18.04.2011
Час ночи. Гостиница.
С головой всё в порядке. Не болит. Если бы не шея, то можно было бы сказать, что чувствую себя отлично. Вроде акклимуха высоте у меня проходит по всем законам . Завтра переберемся в базовый лагерь, на 5200 – вот тогда и посмотрим. Абрамов говорит, что даже у шерпов там кружится голова, а яков тошнит, как и людей. Думаю, что это он сильно преувеличивает.
Сегодня сходили на экскурсию в местный монастырь, лишний раз акклиматизироваться и посмотреть на 10-метровую статую Будды. Монастырь представляет собой крепость, расположенную высоко на горе. Кстати её высота равна вершине Монблана – 4810 м. Здесь всё напоминает Крым. И крепость по своей задумке очень похожа на Судакскую: высокая крутая скала, и стены  вдоль обрывов. Этот монастырь в Тибете прославленный, из него вышло четыре Далай-лымы. Сейчас живых лам там только двое, большая библиотека, ну и, как обычно, полно всяких сокровищ. С одним молодым Ламой я даже познакомился, он что-то объяснял мне про глаза и язык захороненного здесь лет триста назад Далай-ламы, горячо молился и периодически отвечал на пронзительные звонки своего мобильного, который он долго доставал из рясы.
Деревня внизу под монастырем вполне приличная. Куча техники, трактора и большие грузовики, опутанные ритуальными лентами и флажками. Лошади, повозки, магазинчики, лавочки, дети из школы идут.Везде электричество – жизнь кипит. Вразвалочку ходят китайские солдаты с чувством своего превосходства. Один, с криками бросался на меня, не разрешая фотографировать китайскую народно-освободительную армию. Это деревня на высоте 4200, в самой глуши китайского Тибета. У нас таких деревень под Москвой я не видел.
Есть еще одна неприятная новость – наше вчерашнее подозрение на апендецит у 16летней румынской звезды со смешным именем Коко подтвердилось. Вчера её свозили в Шигадзе, обкололи антибиотиками и срочно везут в Непал, что бы отправить в Румынию на операцию. Всем жалко девчонку. Вроде она самая молодая в мире барышня, которая сделала все 6 вершин, оставался только Эверест.

19.04.2011
Базовый лагерь. 10 вечера.
Вот мы и на месте. Высота 5160 м. Огромная морена. Сотни палаток. Лагери разных экспедиций. Наш лагерь, наверное, в самом удачном месте закрыт от ветра небольшой моренной грядой. По лагерю проходит дорога, по середине замерзший ручей, перед въездом шлагбаум и будка с китайским погранцом, куча мотоциклов, яки. Все лагеря с приличными сортирами, а для жизни – палатки North Face. Наш лагерь, мне показалось, оборудован лучше всех. Вот пока те достоинства, которые я успел рассмотреть: у каждого индивидуальная палатка желтого цвета, естественно North Face, на всей площади дна индивидуальной палатки уложена пенка и мягкий коврик, несколько больших вытянутых ангаров у которых пол застелен нескользкими коврами зеленого цвета, такие бывают на крытых катках, внутри ангаров газовые пушки. Этих ангаров я насчитал четыре: большая столовая, кухня для шерпов, кинозал и компьютерная комната, ещё один ангар непонятного мне пока назначения. Четыре высокие, большие, круглые палатки – белая с теннисным столом (мы уже резались с Виктором Бобком и Крисом), за ней синяя палатка, что там не знаю, большая теплая палатка доктора Ларина, кухня и склад продуктов, чуть дальше желтая палатка, похоже, что это баня. Три теплых, красных туалета, и ещё какие-то палатки назначение, которых я пока не понял.  У нас был обед, вернее перекус, и ужин. Выглядело это примерно так – мы (мы – это белые сагибы), рассаживаемся за столы по командам, столы сервированы всякой всячиной, трое китченбоев, в шесть рук, разносят нам вкуснейшую еду, заглядывая нам в рот и реагируя на каждую нашу просьбу. Когда тарелка пуста, китченбой мигом её забирает и приносит другое блюдо или добавку на чистой тарелке. Не привык я пока к такому обращению. Ужин, в силу хорошего самочувствия, немного разбавили разными напитками, кто что хотел, красное, бейлис или вискарь. После ужина все отправляются смотреть дурацкий фильм, о бравых американских пожарных.
От последней гостиницы на 4200 добирались мы не очень долго. Асфальтированная дорога уходила прямо, а мы свернули на развилке направо на грунтовку. Поднялись на перевал 5200. Прекрасно видно Чаойю справа, левее Эверест. Опять накупили всяких побрякушек. Спустились вниз в последнее селение на 4200, Абрамов сказал, что отсюда до базового лагеря не более часа пути. Зачем-то остановились на обед. Нас ждали в базовом лагере, но я понимаю, что водилы тибетцы были бы огорчены, если бы положенный ланч, пришлось пропустить. По-моему я не писал, что у нас четыре джипа, естественно четверо водителей и с ними товарищ Лапсанг. Лапсанг, как я понимаю, представитель туристической компании принимающий экспедицию Абрамова в Тибете. Он смешно говорит на английском, я так и не научился его толком понимать, например, «don’t» он произносит, как «doo no». Он вел у нас экскурсии по монастырям, что–то долго рассказывал, но похоже, что понимал его один лишь Рома, котороый и переводил нам английский Лапсанга на русский. Конечно, товарищ Лапсанг по совместительству является китайским КГБшником. Опека нашей группы происходила очень просто. Абрамов и так знал все пункты наших остановок, цели и задачи, Лапсанг лишь договаривался с гостиницами, ресторанами и столовками. Он доставал из поларовой куртки толстую пачку денег и расплачивался за всё. Если мы, страдая от признаков горняшки, ели в ресторане без особого аппетита, он был вполне доволен.Если мы наоборот, набрасывались на еду и просили добавки и вина Лапсанг пытался скрыть свое расстройство. Водители не очень любили Лапсанга, потому что водилы тибетцы, а Лапсанг наполовину китаец. Конечно, им не хотелось пропускать законный ланч и они убедительно уговорили Лапсанга сделать остановку в Ташидзонге (4200м).
В лагере нас ждали наши гиды: дядя Коля Черный, Серега Ларин и лохматый ирландец Ноил, известный альпинист, уже три раза был на Эвересте. Наши Джон и Крис заметно развеселились, встретив родственную душу. Пять-шесть высотных шерпов одетых в командные куртки и трое китченбоев.
Когда приехали в базовый лагерь, потеплело, повалил снег, гору закрыло туманом, так что мы её видели только с дороги. После перекуса, небольшой группой отправились погулять. Нашли монумент, который возвели китайцы в честь того, что перемерили гору. На камне надпись иероглифами и цифра 8844,43. Вот сукины дети! Джон Эверест проводил свои измерения 150лет назад, с древним инструментом и у него не было людей с рейкой на вершине. Я ещё понял бы если бы полученный китайцами цифры серьёзно различались. Но менее чем в четыре метра! Политический акт, не более. Это напоминает мне, смешных спелеологов выдающих цифру километровой пещеры с десятичными долями метра. Старая и общепринятая высота Эвереста равняется 8848 метрам. Как мне объяснили умные люди, для тибетцев цифра 8 означает бесконечность, а цифра 4 –смерть. Так что у китайцев в полученной новой цифре Эвереста, бесконечности стало меньше, а смерти – больше.
Китайцы серьёзно осваивают Тибет. Те, кто бывал в этих местах лет десять назад, говорят, что разница фантастическая. Везде хорошие, заасфальтированные дороги, в каждой деревне заставы, китайские красные флаги. Тибетские деревни прилично отстроены, школы, больницы. От Пекина построена новая железка прямо до Лхасы. Её Тибетская часть проходит на высоте более четырех тысяч метров! Вагоны на этой дороге герметичные и в них нагнетается воздух, поддерживая нормальное давление. Вдоль всей высокогорной границы с Непалом китайцы ещё в 60-е годы руками замученных тибетских лам вырыли пограничную линию. Всем китайцам, желающим переехать в Тибет, государство представляет приличные дотации. Сейчас в Лхасе больше китайцев, чем тибетцев. Аэропорт Катманду и новый аэропорт в Лхасе представляют собой поразительный контраст. Никогда раньше я не осознавал, что Тибетская часть – это чуть ли не пол      Китая. Приличная территория была освобождена Народной армией в 49году.
Чувствую себя хорошо, только шея, немного беспокоит. Мышцы это или горняшка? Поиграл в теннис.Так странно летит шарик, глаза не успевают реагировать. Когда наклоняешься за шариком, а потом резко встаешь стол плывет.
Кстати с интернетом тут проблемы. Связи нет.

20.04.2011
Базовый лагерь.
Ночь толком не поспал. Голова не болела, но беспокоила шея. Мерз, хотя спал в двух спальниках и поларовой куртке. За ночь выпил полный термос.
.Проснулся раньше восьми. Еще очень холодно, солнце только над речкой. Шерпы гомонятся на кухне. Проснулся и ирландец Джон, его худая длинная фигура маячит перед палатками. Эверест уже освещен. Отсюда кажется, что гора очень далеко.
Сделав пару снимков, возвращаюсь в палатку. Вот и два китченбоя.
– Кофе, чай, сер?
– Кофе!
– Сорри, сер, но кофе на кухне, смущенно говорит тибетец.
– Ну, тогда давай чай, дружок.
После завтрака наша небольшая компания (Краско, Розов и я) под руководством дяди Коли отправилась на небольшой ледничок, проверить ботинки и кошки. Шли не быстро, но все равно задыхались, добрались до 5400. Мне понравились миллеты, вроде нормально сидят, легкие кошки и очень классные конговские палки. Невероятно легкие, главное, чтобы не поломалось это ультралайтовое снаряжение.
Днем поспал. Потом поиграл в теннис с ирландским гидом, наконец-то выучил, как его зовут – Нейл. Потом ужин, потом кино. Ну просто рай.
Завтра выходим с той же компанией, плюс Гена, в Мидл кэмп (5800м). Ночуем и возвращаемся. Да, еще завтра приходит лама, освещает лагерь, натягивает ленточки и т.д.
Уже поздно, пойду, подготовлю термос.